Алматы қаласы Білім басқармасының
"№23 мектеп-гимназия"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 255–85–38
Есепші бөлімі:
+7(727) 255–86–78
Нашар көрушілер
нұсқасы
18
наурыз
2019

Интернет және балалар Интернет и дети

Балаларды интернетте қорғау

Әрбір бала интернетте зорлық-зомбылықтан, пайдаланудан және мазақтаудан қорғалуы тиіс


Қазір балалар бұрын-соңды болмағандай ұзақ уақыт интернетте өткізеді.Сонымен бірге олар желіні ерте пайдалана бастайды. Жалпыәлемдік ауқымда әрбір жарты секунд сайын қандай да бір бала алғаш рет интернетке кіреді. 
Балалар өздерінің ер жету процесінде интернетті пайдаланатыны олар үшін шексіз мүмкіндіктер ашады. Компьютерлер, смартфон, ойын қосымшалары мен теледидар көмегімен балалар оқиды, қиялдайды және өздерінің қарым-қатынас ортасын кеңейтеді. Дұрыс қолданған жағдайда және барша үшін қолжетімділік жағдайында интернет көкжиектерді кеңейтіп, бүкіл әлем бойынша шығармашылыққа ынталандырады.
Алайда бұл мүмкіндіктермен бірге маңызды тәуекелдер де пайда болады. Жас адамдар әлеуметтік желілерге немесе жедел хабарлама алмасу платформаларына кірген сайын интернетте қудалаудан және құрдастары тарапынан басқа да зорлық-зомбылық нысандарынан зардап шегуі мүмкін. Интернетте сілтеме бойынша өткен кезде балалар өшпенділікпен айтылған сөздерге және зорлық-зомбылық сипаттағы материалдарға, соның ішінде дене мүшесін жарақаттауға және тіпті өзін-өзі өлтіруге итермелейтін хабарламаларға кезігуі мүмкін. 
Бұдан басқа, балалар технологиялық компаниялар олардың жеке өміріне қол сұқпаушылықты бұзып, маркетингтік мақсаттарда  жеке деректер жинаған кезде тәуекелге ұшырауы мүмкін. Қолданбаларда балаларға маркетингтің бағытталуы, сонымен қатар осы себепті экран алдында шектен тыс уақыт өткізу баланың денсаулығына нұқсан келтіруі мүмкін.
30 елдегі жастардың үштен бірден аса бөлігі интернетте қудалауға ұшырағанын хабарлайды және де олардың әрбір бесіншісі осы себепті мектепке бармай қалады.
Интернетте сексуалды пайдалану және мазақтау  қаупі ең көп үрей тудырады. Балаларға қатысты сексуалды қылмыс жасайтын қылмыскерлер өздерінің ықтималды құрбандарымен байланыс орнатуына, суреттер таратуына және басқаларды қылмыс жасауға тартуына осынша оңай ешқашан болып көрген емес. Балалар сексуалды зорлық-зомбылық кескінделген материалдарды дайындау, тарату және пайдалану барысында құрбанға айналуы мүмкін немесе қаскөйлер олармен жеке кездесуге немесе оларды ашық сипаттағы материалдар дайындауға қатысуға көндіруге ұмтылып, оларды сексуалды пайдалануға дайындауы мүмкін.
Цифрлық әлемде кез келген жерде тұрған кез келген адам сексуалды пайдаланумен байланысты материалдарды жасай және сақтай алады. Балаларға қатысты сексуалды қылмыс жасайтын қылмыскерлер балаларға қатысты зорлық-зомбылық көрсетілген материалдарды алыстағы адамдардың талап етуі бойынша беріп, сексуалды зорлық-зомбылық көріністерін тіпті тікелей эфирде өз үйлерінен трансляциялай алады.
25 елдегі  80%-ға жуық бала  интернетте сексуалды зорлық-зомбылыққа немесе пайдалануға ұшырау қаупін сезінетінін айтты.
Цифрлық платформалардың барған сайын көп санын меңгере отырып, балалар ашық сексуалды сипаттағы материалдарды өздері де жасай алады. Бұл олардың тиісті жастағы таныстарына арналған болуы мүмкін болса да, ақырында олар өздерінің келісімінсіз кеңінен таратылған болып шығуы мүмкін. Кейде сенім білдірілгенін пайдаланып, ересек адамдар балалардан суреттерімен бөлісуді сұрайды. Құрбан болған балаға қатысты, бұл жағдай оны әлеуметтік оқшаулануға, психикалық денсаулық проблемаларына, психикалық белсенді заттарды пайдалануға,  дене мүшесін жарақаттауға немесе өзін-өзі өлтіруге, сонымен қатар ересек жасқа жеткенде олардың өздері қатігез болуы ықтималдылығының артуына әкелуі мүмкін. 
Интернетте орын алып жатқан оқиғалар балалар күнделікті: үйде,  мектепте және кеңірек қарым-қатынас ортасында кезігетін шын жағдайлардың көрінісі болып табылады.
Интернеттегі қауіпсіздікті арттыру стратегиялары зорлық-зомбылық, пайдалану және мазақтау, сол сияқты жеке өмірге қол сұқпаушылықты бұзу туындауы тәуекелдерін жоя отырып, осымен бір мезгілде цифрлық технологиялардың білім беру мен денсаулық сақтау салаларында беретін игіліктердің қорғалуын қамтамасыз етуі тиіс.
ЮНИСЕФ интернетті балалардың оқуы, қарым-қатынас жасауы және өзін танытуы үшін қауіпсіз орын ету бойынша жұмыс атқаруда. Біз қажетті құқықтық ережелер енгізуге шақырып, үкіметтермен  және  өз платформаларында қауіпсіздікті қамтамасыз ететін тиісті шаралар қолдануын ынталандыра отырып, технологиялық компаниялармен жұмыс істейміз. Бұдан басқа, біз білім беру министрліктеріне балаларды цифрлық сауаттылыққа және интернетте қауіпсіз жұмыс істеу машықтарына үйрету бойынша қолдау көрсетеміз.
Біз іске асырған Global Kids Online және Disrupting Harm  жобаларының шеңберінде біз  балалардың цифрлық құқықтары, олардың мүмкіндіктері мен тәуекелдері туралы деректерді цифрлық технологияларды пайдалану балалардың өміріне қалай әсер ететінін және оларға зиян келтіру тәуекелін ол қашан арттыратынын түсіну үшін жинаймыз.

ЮНИСЕФ интернетте балаларды сексуалды пайдаланумен қалай күреседі?
ЮНИСЕФ интернетте балаларды сексуалды пайдаланудың алдын алады және бұған қатысты елдік, сол сияқты жаһандық деңгейде де жауап шараларын қабылдайды. Біз интернетте балаларды сексуалды пайдаланумен күрес бойынша ұлттық деңгейде қабылданатын үйлестірілген шараларға 20-дан аса елде қолдау көрсетеміз (WePROTECT жаһандық альянсы моделін пайдаланып) және жергілікті ден қою қызметтерінің құрбандарға қызметтер көрсету бойынша әлеуетін нығайтамыз. Біз ғылыми негізделген алдын алу бағдарламаларын қаржыландыруға инвестициялар бағытталуына және хабардарлықты арттыруға жәрдемдесіп, үкіметтермен тығыз жұмыс істейміз. Бұдан басқа, біз салалық стандарттарды қамтамасыз етіп және балаларға сексуалды зорлық-зомбылық көрсетумен байланысты материалдарды таратуды тоқтатуды көздейтін озық құралдар әзірлеп, балаларға арналған цифрлық өнімдердің қауіпсіздігін арттыру мақсаттарында технологиялық компаниялармен ынтымақтасып жұмыс істейміз.


«Интернет и дети»

 

Современные дети просто обожают бродить по Интернету, общаться с друзьями и, конечно, играть в онлайн-игры. Поэтому родителям важно объяснить им правила поведения, а также напомнить об опасностях, которые подстерегают неопытных пользователей всемирной сети. Как научить ребёнка ответственности в Интернете и защитить его от возможных проблем?

Дошкольники и Интернет

Последние исследования показывают, что именно дошкольники – самый быстрорастущий сегмент пользователей всемирной сети. В этом возрасте деятельность ребенка в Интернете проходит при непосредственном участии родителей. Они могут посадить малыша к себе на колени при посещении детских сайтов, общении с родственниками через веб-камеру или просмотре семейного фотоальбома.

Дошкольники, как правило, с лёгкостью осваивают Интернет, учатся основным навыкам работы с ним, но ещё сильно зависят от старших при поиске сайтов и понимании информации из сети.

Ключевую роль в обучении детей навыкам безопасного пользования Интернетом играют родители. Они должны следить, чтобы ребёнок не выходил самостоятельно в сеть, и ограничивать сроки пребывания за компьютером.

Младшие школьники и Интернет

У детей в возрасте от семи до десяти лет недостаточно высокий уровень развития критического мышления, необходимого для адекватного понимания информации, встречающейся в виртуальном пространстве.

Младшие школьники уже самостоятельно осваивают Интернет, любят бродить по разным сайтам, играть в онлайн-игрушки. Они начинают общаться в чатах для детей, пытаются использовать электронную почту и социальные сети для переписки с одноклассниками. Взрослым следует помнить, что из-за своего неуёмного любопытства они могут зайти на те сайты, которые им строго-настрого запрещено посещать.

Какие опасности ждут детей в Интернете?

В виртуальном мире ребёнок может столкнуться с многочисленными угрозами. Ваша обязанность, как родителей, предупредить об опасностях, подстерегающих человека в сети.

  1.  Угроза заражения компьютера опасным ПО.Киберпреступники используют множество изощренных способов для проникновения в компьютеры и повсеместного распространения вредоносных программ. Это может быть электронная почта, скачанные из сети файлы.
  2.  Доступ к нежелательному контенту.Во всемирной паутине каждый пользователь может найти информацию об алкоголе и курении, наркотиках, сцены насилия, порнографию, страницы, призывающие детей к самоубийствам. Также встречаются сайты, прославляющие националистическую и даже фашистскую идеологию. Ребёнок может обнаружить подобную информацию и случайно, «благодаря» всплывающим окнам.
  3.  Контакты с незнакомцами.Всё чаще преступники используют социальные сети, чаты и электронную почту, чтобы втереться в доверие и заставить ребёнка выдать личную информацию. Также в сети обитают и педофилы, ищущие новые жертвы. Они могут не только узнать личные данные детей (возраст, мобильный и домашний телефоны, адрес), но и пригласить на встречу.
  4.  Игровая зависимость.Сейчас Интернет буквально переполнен онлайн-играми, целью которых является привлечение и удержание на своих страницах новых пользователей. К сожалению, многие подобные ресурсы, называя себя бесплатными, занимаются выманиванием у игроков реальных денег за предоставление дополнительных виртуальных услуг.

Как узнать, общается ли ребёнок в Интернете с незнакомцами?

Родителям следует обращать внимание на определенные сигналы, которые могут означать, что ваш ребёнок общается с опасным незнакомцем.

«Пропадает» в сети. Дети, которые могут контактировать со злоумышленниками, проводят в сети много времени, особенно в чатах или сервисах мгновенных сообщений. Часто они выходят в Интернет в одно и то же установленное время; закрывают дверь в детскую и не говорят, чем занимаются, сидя перед монитором.

В компьютере появляются откровенные материалы. Поначалу злоумышленники ведут себя сдержанно, пытаясь внушить доверие. Затем они начинают снабжать детей неприличными фотографиями, а также ссылками на эротические сайты или присылают сообщения с сексуальным подтекстом. Ребёнок может прятать компрометирующую информацию, если компьютером пользуются и родители.

Детям звонят незнакомые люди. Преступник, установив контакт с предполагаемой жертвой, захочет встретиться с ней. Если ребёнок не даёт номер телефона, злоумышленник может сообщить ему свой. 

В социальных сетях приходят подарки. Обращайте внимание, если детям отправляют цветочки, сердечки и подарки незнакомые люди. Кстати, в особых случаях подарки могут быть и реальными – присланными по почте.

Ребёнок выключает монитор. Если дети выключают монитор, переключаются на игру, когда вы заходите в детскую, это может означать, что они контактируют с нежелательными людьми и не хотят рассказывать об этом взрослым.

Как обезопасить ребенка?

  1. Установите на семейном совете правила пользования всемирной сетью и неукоснительно соблюдайте их.
  2. Научите детей предпринимать некоторые меры предосторожности для сохранения в тайне личных данных:
  • в чатах нужно пользоваться только именем или псевдонимом;
  • не разглашать телефонный номер, адрес или номер школы;
  • не отправлять незнакомым людям своих фотографий.
  1. Попросите уважать других людей в сети. Объясните, что этикет следует соблюдать всегда: и при непосредственном взаимодействии, и в Интернете.
  2. Добейтесь, чтобы ребёнок уважал чужую собственность в сети и не играл на руку пиратам. Объясните, что незаконное скачивание чужого контента – программ, музыки, игр – считается воровством.
  3. Обязательно донесите до детей, что им нельзя встречаться с приятелями и собеседниками из Интернета. Вполне вероятно, что эти люди опасны.
  4. Объясните, что не вся информация, которая попадается на страницах сайтов, является правдой. Попросите спрашивать вашего совета, если ребёнок не уверен в достоверности информации.
  5. Контролируйте детскую деятельность в сети, используя специальные программы. Они помогут вам выяснить, на какие страницы заходит ребёнок, что он там делает, и отфильтруют вредное содержимое.
  6. Приучайте ребёнка сообщать вам, если кто-то обзывает или угрожает ему. Побуждайте подходить к вам каждый раз, если подобное будет повторяться.

Интернет-зависимость у детей

Родители и раньше с трудом поддерживали равновесие между учёбой и развлечениями, Интернет эту задачу усложнил ещё больше. Разговоры в сети, всевозможные игрушки иногда так сильно затягивают ребёнка, что он забрасывает другие занятия.

Советы по профилактике сетевой зависимости

  1. Следите за отношением к Интернету. Проблемы со сверстниками, неудачи в реальной жизни могут заставить ребёнка уйти в виртуальный мир, который предлагает более широкий выбор для общения. Родителям замкнутых или застенчивых детей важно отслеживать их отношение к Интернету, чтобы предупредить возникновение привыкания.
  2. Следите за временем нахождения в сети. Взрослым необходимо выяснить, сколько времени дети находятся в онлайн-режиме, оказывает ли Интернет влияние на их спортивные и школьные успехи, здоровье и отношение с друзьями. Попробуйте разработать правила пользования, в которые будут входить и ограничения: время нахождения, запрет на выход в сеть до выполнения домашнего задания. Если ребёнок раздражается или впадает в депрессию, следует обратиться за квалифицированной психологической или медицинской помощью.
  3. Поддерживайте разумный баланс. Мотивируйте ребёнка на общение со сверстниками на свежем воздухе. Поощряйте его участие в различных кружках по интересам.
  4. Предложите альтернативу. Если дети интересуются онлайн-играми с фэнтезийными сюжетами или космическими приключениями, предложите прочитать книги той же тематики.

Родителям нужно помнить, что Интернет нельзя считать безопасным местом, в котором ваш ребёнок может чувствовать себя защищенным. Только объединив просветительскую, воспитательную работу и полноценный контроль, вы сможете оградить детей от негативных воздействий Интернета.

 

Похожие публикации:

15 қыркүйек 2018 Регламент госуслуги